Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
4 Июля 2013

Сергей Долматов: История с Меркиным должна научить многих

Тренер Гостиной имени В. Дворковича ответил на вопросы Этери Кублашвили

– Сергей Викторович, прокомментируйте, пожалуйста, недавний случай с учеником Гостиной Германом Меркиным, которого поймали на читерстве.

– К тому, что известно, добавить особенно нечего. Конечно, случай очень неприятный, даже возмутительный. Я всегда был и являюсь противником подобных вещей. Спорт должен быть честным! Не знаю, что тут комментировать, поскольку не понимаю смысла этого поступка. Если люди пользуются подсказками, когда на кону стоят большие деньги, это как-то можно объяснить, но тут абсолютно никакого смысла не было. Герман в том турнире не лидировал, это был третий тур, самое начало партии…

Что касается самого Меркина, то вопрос с ним уже решен: он исключен из нашей школы. 

- Он был вашим учеником?

- Да. Мне кажется, ему разумнее всего вообще уходить из шахмат, поскольку свою репутацию уже испортил, и ее не восстановить.

12 лет, и уже испортил репутацию...

– В принципе, да. Это пятно на нем останется, поэтому ему лучше уйти. Шахматный мир очень маленький, и ясно, что этот случай будет тянуться за ним шлейфом всю жизнь. Как гласит пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду». Жизнь длинная, а он все-таки еще ребенок, так что ему надо сделать для себя правильные выводы и жить дальше. Конечно, он может оставаться любителем, играть на любительском уровне, но профессиональный мир для него закрыт.

Это очень печальный случай. Наверное, здесь больше вопрос воспитания, чем шахмат, есть в этом, на мой взгляд, определенная вина родителей. Это ведь обычная этика, согласно которой человек должен быть честным, вот и всё. Есть десять заповедей, которые нужно соблюдать, и родители должны это воспитывать с детства. Вероятно, у него были какие-то неудачные примеры перед глазами. Вы никогда не задумывались, например, почему у нас такие проблемы с транспортом? На Западе, если нужно повернуть направо, все машины встанут в правую полосу и спокойно будут ждать своей очереди. А у нас вы видели, чтобы поворот направо совершался только из одной полосы? Мы из трех полос начинаем поворачивать. И дети всё это хамство видят и впитывают.

Работе с Германом я отдал много сил. Тут затронуты и чисто человеческие отношения: мы ездили на сборы, много общались. Может быть, наша реакция чересчур жесткая, но, на мой взгляд, лучше пусть он получит такой урок в детстве и сделает правильные выводы на будущее, чем этот проступок пройдет для него незамеченным. Тут мало просто пожурить. Надеюсь, он поймет, что тут не на кого обижаться, вина всецело его.

Мне кажется, эта история должна многому научить других детей и их родителей. Может быть, Герману даже повезло (в философском смысле, конечно), что его поймали и вовремя наказали, и он, возможно, не совершит более серьезные проступки в будущем. Если человек допускает мелкий проступок в детстве и его за это не наказывают, то он потом думает, что это нормально, так и должно быть. Тем, кого не поймали, может быть гораздо хуже, потому что неизвестно, что с ними случится в будущем.


Обидно, что пострадала репутация людей, которые работают в Гостиной, в том числе спонсоров, и прилагают много усилий для того, чтобы помогать юным шахматистам. Эти люди делают очень важное, полезное для шахмат дело. Они должны получать удовлетворение от своей работы, и такого отношения они не заслужили. Надеюсь, что это единичный случай, и ничего подобного больше не повторится.

Я внимательно следил за тем, как этот случай обсуждался в Интернете, видел реакции разных людей и разные точки зрения, видел то, что писали про нашу Гостиную и про меня в частности. Не хочу называть конкретные имена. Когда я был молодым человеком, то занимался у спортивного психолога Рудольфа Загайнова, и одним из методов его работы было давать установки с помощью лозунгов на различные темы. Один из его лозунгов мне тогда казался неожиданным, странным, но в данном случае он подходит как нельзя кстати: «Ответ дуракам – молчание»! Я просто не буду отвечать на некоторые вещи, которые видел в комментариях, объяснять что-то дуракам и пытаться не буду. Когда я был моложе, то хотел донести до всех свою точку зрения, а потом читал ответные публикации и убеждался: тот, кто хочет меня понять, тот понимает, кто не хочет – его бесполезно переубеждать, у него всё равно своя точка зрения. Поэтому бессмысленно сотрясать воздух, говорить, что ты хороший, а он плохой, он не прав, а ты прав.

На нас обрушилась с критикой фактически вся Московская федерация. И как они хотят, чтобы мы потом выступали на всероссийских соревнованиях за Москву? Я не понимаю, почему мы их так раздражаем. Например, наши ребята поехали на Высшую лигу в Екатеринбург за счет Гостиной, а не за счет ШФМ. Причем этот турнир федерация обязана была финансировать. Однако нам заявили: «В Москве слишком много шахматистов, поэтому кого мы хотим, того и финансируем». Наших ребят финансировать не захотели. При этом ШФМ хочет, чтобы на школьных Спартакиадах выступали все сильнейшие. Я им говорил: «Вы хотите сотрудничать? Мы только за, но это должно быть сотрудничество не только под конкретный турнир, а вообще вы должны о нас помнить и помогать в каких-то вопросах».

А сейчас против нас используется случай с Меркиным.

Расскажите, пожалуйста, о выступлении других ваших учеников на Кубке Владимира Дворковича?

– Здесь придется бросить камень в ваш огород – Российской шахматной федерации. К сожалению, сроки Высшей лиги были объявлены слишком поздно, за три недели до начала турнира, и это сильно повлияло на наш состав. Ведь когда мы назначали сроки Кубка, время проведения Высшей лиги не было определено, а потом выяснилось, что сроки совпадают. У нас в Гостиной ограниченное число шахматистов, мы не сборная России, и заменить любого участника очень трудно. Так что нам не удалось выставить свой сильнейший состав.

Я сам работал в РШФ и понимаю всю сложность проведения Высшей лиги: здесь и финансовые проблемы, и организационные, ведь ее никто не хочет проводить, потому что это очень трудно. Но тем не менее…

Если бы мы собрали сильнейший состав во главе с Гришей Опариным, то могли, наверное, побороться за первое место – это была бы вполне реальная задача, ведь в прошлом году мы стали вторыми. А когда я понял, что Гриши не будет, мне стало чуть-чуть страшновато, потому что я не знал, кого вообще выставлять на третью доску. Девочка за нас играла хорошая – Полина Родионова, но вообще-то я работаю с Жансаей Абдумалик из Казахстана, и должна была приехать она. С ней была достигнута договоренность, но в последнюю секунду ее попросили выступить на Азиатских играх.

Сергей Долматов с Савелием Голубовым, Михаилом Антиповым и Григорием Опариным (2012 год)

Честно говоря, я не ожидал, что так достойно будет выглядеть Радж Полянцев, потому что мы только начали с ним работать, и у него пока серьезные проблемы с подготовкой. Но он играл очень удачно.

Савелий Голубов – очень перспективный шахматист, но почему-то на Кубке игра у него не очень получалась. В первую очередь, мне не нравится именно качество партий: у него цейтноты, он играет медленно. С этим надо что-то делать!

Миша Антипов показал не такой хороший результат, но он старается. Одно время он постоянно попадал в цейтноты, а сейчас пытается от них избавиться.

Сергей Долматов беседует с Михаилом Антиповым

Между прочим, не так просто привлечь в Гостиную талантливых шахматистов. Ведь тот, кто более-менее талантлив, уже занимается с каким-то тренером, и, естественно, неэтично его забирать. Хотя здесь условия хорошие – Гостиная оплачивает все турниры и командировки; фантастические условия для роста юных шахматистов! Я уже подумываю о том, чтобы организовать кастинг для 8-9-летних детей.

Я говорю в основном про работу с мальчиками, потому что к женским шахматам отношусь скептически. Мне смешно смотреть, как девушки играют. Объективно, к серьезным шахматам это не имеет отношения: в их партиях происходит слишком много неадекватных событий. Учить женщин играть в шахматы – странно, потому что на их игру влияет слишком много всего: настроение, например.

Мне кажется, должны создаваться центры, куда тренеры смогут отдавать своих самых талантливых учеников «на поруки». В крупных городах, например, в Санкт-Петербурге или Екатеринбурге, обязательно надо их создавать. Нужно брать, условно говоря, Халифмана или другого сильного гроссмейстера, который может передать опыт. Также этот центр будет помогать решать финансовые вопросы. Федерация ведь посылает ведущих шахматистов всего на два турнира: на первенство мира и Европы. Но играть надо много. А если ребенок талантливый, а у родителей нет денег? Каждая поездка сами знаете, сколько стоит. Иначе ребенок обречен на прозябание.

И такие центры для подготовки профессионалов должны создаваться, потому что дворцы пионеров и всё, что у нас существует, – это не профессиональные занятия шахматами; они создают любителей, болельщиков, тех, кто будет потом сидеть и смотреть на элитных шахматистов. Это важная работа, я не хочу ее принизить, может быть, даже более важная, чем профессиональные шахматы. Но не надо путать, не надо требовать от дворцов пионеров этих профессиональных занятий. Они там занимаются массовостью, то есть большое количество детей получает шахматное образование, а самые талантливые ребята должны идти в профессиональные центры, где с ними будут заниматься индивидуально.

В Гостиной я работаю по восемь часов фактически каждый день, пять дней в неделю, у меня четыре-пять учеников. В сумме много часов получается, а с каждым из них я занимаюсь всего по два-три раза в неделю. Конечно, я даю задания, они работают дома, но каждому из них в отдельности удается уделить не так уж много времени, как хотелось бы.

В этом году команда Гостиной заняла четвертое место


Фотографии Владимира Барского и Этери Кублашвили



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.
Репортажи
Нить "Ариадны"