Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
19 Апреля 2012

Буря в компьютерной сумке

Вчера вечером, после окончания тура мирная жизнь в "АкваЛоо" была слегка потревожена. О сути проблемы рассказывает корреспондент сайта РШФ Этери Кублашвили

Во втором туре первенства России среди юниоров сражались друг с другом Владимир Федосеев и Владислав Ноздрачев. Играя черными, Ноздрачев смог выровнять позицию и постепенно получил перевес. На 38-м ходу Федосеев допустил ошибку, зевнув фигуру. Однако петербургскому шахматисту показалась странной столь мощная игра соперника, к тому же, по его мнению, сильные ходы Ноздрачев делал очень быстро, почти не думая. Масла в огонь подлил тот факт, что соперник Федосеева пришел на тур с компьютерной сумкой...


Владислав Ноздрачев

Вместе со своим тренером Павлом Друговым чемпион России до 18 лет подал апелляцию. Апелляционный комитет в составе его председателя Михаила Робертовича Кобалия, Артема Замфировича Ахметова и Михаила Александровича Кислова после долгих обсуждений, анализа партии, разговора с самим Владимиром Федосеевым и его тренером принял решение апелляцию отклонить.


Ведется анализ партии
Круг обсуждающих расширился
Михаил Крюков и Павел Другов
Высказывается Владимир Федосеев

Несмотря на отклонение апелляции Владимира Федосеева и признание Владислава Ноздрачева невиновным, неприятный вопрос о читерстве в шахматах снова на повестке дня. На эту тему я пообщалась с тремя компетентными людьми.


Михаил Робертович Кобалия, гроссмейстер, старший тренер  сборной России по шахматам:

- У Ноздрачева, игравшего черными, рейтинг 2450, у Федосеева - за 2500, он один из наших сильнейших юниоров, вице-чемпион мира до 18 лет. Партия оказалась сложной. В защите Нимцовича черным удалось нейтрализовать активность соперника, они просто хорошо и грамотно вели партию. В какой-то момент белые опрометчиво пошли вперед, и черные их за это наказали. Если бы черными играл кто-нибудь с рейтингом 2600, то никто бы не удивился. Поскольку уровень партии очень хороший, а рейтинг Ноздрачева относительно небольшой, то из-за этого, видимо, и возникли какие-то подозрения.

- Но после просмотра партии вами, с использованием шахматных программ, эти подозрения не оправдались?    
 
- Вообще, так называемая "первая линия", на которую все любят ссылаться, - вещь довольно условная. Программы всё время меняются, сегодня это "Рыбка", завтра - "Гудини", послезавтра - неизвестно кто. Одно дело, когда ты ждешь 30 секунд, другой раз - 2 минуты, третий раз - 5 минут, ходы могут где-то совпадать, а где-то меняться. И здесь не было ощущения, что человек играл все время по первой линии. Поэтому в чисто шахматном плане я, как и другие члены Апелляционного комитета, не смогли найти подтверждения тому, что черные пользовались помощью технических средств. 


Михаил Кобалия выслушивает доводы Федосеева


- А на подобном соревновании возможно использование технических средств?

- Это возможно практически на любом турнире, это уже зависит от уровня самого игрока и от того, чего он хочет добиться. Были обвинения и раньше в отношении других шахматистов, как слабых, так и сильных - тут все бывает. Другое дело, что доказать это довольно сложно, все обвинения базируются на подозрениях, на проценте сильных ходов, поэтому нельзя получить подтверждение на уровне "черное - это черное, а белое - это белое". Единственное убедительное доказательство - найденные и предъявленные технические средства подсказки. Если же ничего не найдено, то всё переходит в плоскость "верю-не верю". Помня о презумпции невиновности, нельзя делать категорические заключения. Лучше два раза, если ты не на 100% уверен, не наказать, чем наказать и ошибиться, тем самым сломав человеку не только турнир, а может быть и шахматную карьеру. В данном конкретном случае мы не нашли весомых аргументов, поэтому наше решение было единогласным. Я думаю, без эмоций здесь не обошлось, потому что Федосеев неудачно стартовал, хотя он чемпион России до 18 лет. А вопрос о сумке я даже обсуждать не хочу, так как этот вопрос входит в компетенцию не Апелляционного комитета, а судей. В любом случае, у Федосеева было право подавать апелляцию.

- Как обстоят дела с читерством за рубежом?

- К сожалению, проблема читерства возникла давно, не только в России, но пока действий по его предотвращению найдено немного. Металлоискатели, "глушилки" - всё это, честно говоря, на уровне разговоров, а в реальности неизвестно, насколько они могут выявить технические средства. На чемпионате мира среди мужчин использовались металлодетекторы, которые даже нательные вещи не фиксировали. Поэтому я сильно сомневаюсь, что они могут "вычислить" небольшой наушник в ухе. По поводу "глушилок" мне сложно сказать. В матчах на первенство мира они использовались, в частности, в поединке Топалов - Камский.  Но пока это всё единичные случаи, стройной системы противодействия читерству еще не найдено.




Михаил Витальевич Крюков, председатель Судейско-квалификационной комиссии РШФ:

- Ныне популярно такое понятие "читерство". Но каждый шахматист имеет право подать заявление в Апелляционный комитет, заплатив при этом денежный депозит, что и было сделано вчера. Апелляционное жюри, председателем которого является гроссмейстер Михаил Робертович Кобалия, и в которое также входят Михаил Александрович Кислов и Артем Замфирович Ахметов, приняло решение в апелляции отказать и оставить результат как есть. А в иске было написано - заменить результат. Члены Апелляционного жюри, высококвалифицированные шахматисты, смотрели партию при помощи "железного друга", оснащенного "Рыбкой" и "Гудини".   
Я еще раз хочу сказать, что читерство - очень сложная вещь, хотя, на первый взгляд, можно привести примеры с электронными ручками, вшитыми чипами, про это много говорят, но видел ли кто это в натуре?  Да, с читерством надо бороться, но сейчас, мне кажется, на ровном месте можно нафантазировать Бог знает что. Люди могут подумать, что все пользуются этими подсказками. Сейчас на сайте петербургских шахматистов буча поднялась. Один говорит, что Ноздрачев - читер, другой считает, что не читер, третий еще что-то пишет. Но самое главное, я хочу сказать, что презумпцию невиновности не отменял никто, и даже в шахматах. Вот у вас сумка, и я говорю: "Этери, дайте-ка я вашу сумку открою и осмотрю", - вам приятно будет?


Михаил Крюков


Александр Васильевич Ткачев, директор турнира:

- На мой взгляд, проблема яйца выеденного не стоит. Я понимаю, когда шахматист проигрывает, то настроение у него, естественно, плохое, поэтому зачастую, кстати, не только в шахматах, пытаются найти причины в чем угодно, только не в себе. То есть трудно признать, что в данный момент ты оказался слабее. Поэтому я считаю, что смысла подавать протест абсолютно никакого не было, это не более чем эмоциональное решение. Я более чем уверен, что Федосеев и Другов, уже успокоившись, поймут, что шансов выиграть у них не было. Мне очень понравилось, что комиссия все очень вдумчиво и тщательно рассматривала.

Читерство - вещь практически недоказуемая. Если бы вчера открыли сумку, а там лежало какое-то устройство, тогда все было бы иначе. Если была бы хоть какая-то зацепка, комиссия могла принять другое решение. Для того, чтобы пользоваться вот этими запрещенными методами, нужна серьезная шпионская техника. На этом турнире это просто невозможно.

- А как же все-таки предотвращать такие прецеденты?
 
-  Сложный вопрос. В правилах спортивных санкций мы прописали, что если кого-то поймают, то сначала на два года дисквалифицируют, потом - пожизненно. Стеклянные кубы пытаются сделать, чтобы вообще никаких "волн" не было. Известный случай был же на Олимпиаде с французским шахматистом. Вроде доказали, а вроде и не доказали, потому что Феллер как играл, так и играет. Хотя казалось, что Французская федерация приняла решение не в его пользу. Поэтому, на самом деле, бороться надо, исключать возможность какой-либо передачи информации.

- А на этом турнире как борются? Судьи в зал никого не пускают...

- Это раз, правильно. Многие тренеры, родители, как им кажется, справедливо возмущаются по этому поводу, утверждая, что им надо наблюдать, как играет ребенок. Да, их тоже понять можно, но с другой стороны, чтобы не было подобных инцидентов, лучше вообще в этот зал не заходить. Во-вторых, опять-таки по тем же правилам игрок, входя в зал, должен иметь при себе только ручку и бутылку воды. Хотя у нас и этого не требуется, поскольку кулеры стоят. А вчера Ноздрачев пришел с сумкой, что и подтолкнуло к иску. Спрашивается: зачем ты с ней идешь? Должна быть определенная культура поведения шахматистов, не надо идти со всеми своими вещами на тур! И конечно, должен быть тотальный контроль со стороны судей. Когда любой игрок достаточно часто начинает ходить в туалет, судьям следует насторожиться. 

Тема эта очень обширна, о ней можно говорить долго, мнений может быть очень много. Примеров могу привести массу, тот же случай с Мамедьяровым и Курносовым на "Аэрофлоте".

         
Александр Ткачев



← Вернуться назад
Tweet Опубликовать:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.