Transmenu powered by JoomlArt.com - Mambo Joomla Professional Templates Club

Авторизация






Забыли пароль?

Главная arrow Турниры arrow Aeroflot Open 2007 arrow Евгений Алексеев: "Теперь все зависит от меня"
Евгений Алексеев: "Теперь все зависит от меня" Версия для печати Отправить на E-mail
12.03.2007 г.

Самый успешный российский шахматист зимы 2006/07 - без сомнения, петербуржец Евгений Алексеев. Чемпион России-2006 одержал убедительную победу и на своем следующем большом турнире - Аэрофлот-опене 2007. В интервью нашему сайту Евгений рассказывает о своем видении турнирной ситуации, переменах, произошедших в его жизни и планах на будущее.


   

Поздравляю с третьей подряд турнирной победой!

Спасибо. Хотя мне привычнее считать победы по классическим шахматам, а их пока набирается две...

Некоторые эксперты говорили, что Аэрофлот-опен стал слабее по сравнению с предыдущими годами. Даже в Гибралтаре, например, играл Адамс с рейтингом 2735, а в Москве список возглавляли шахматисты с «пограничными» 2700... 

Да нет, турнир свой статус не теряет, и приглашение победителя в Дортмунд – тому подтверждение. И состав у него по-прежнему внушительный. Это очень тяжелое соревнование! Чтобы добиться успеха, надо всё время выигрывать, набирать большой плюс.

У тебя большой опыт игры в опенах – в чем главное отличие московского турнира?

Нижняя граница 2550 – очень высокая граница! Каждый соперник неплохо играет, и любой из 20-30 сильнейших игроков может реально претендовать на победу, находясь в хорошей форме. И выиграть партию очень непросто. В таком турнире легко завязнуть. В обычной «швейцарке», если делаешь на старте ничьи, получаешь не самого сильного соперника с рейтингом в районе 2300-2400, здесь же, независимо от результата, тебе играть с крепким гроссмейстером.

Тебе, к счастью, удалось не завязнуть после стартовых ничьих.

Да, удалось переломить не слишком удачно сложившуюся стартовую ситуацию. В первый день я должен был выиграть у Халкиаса черными, но в выигранной позиции расслабился, и получилсь ничья. Состояние было не слишком приятное – выигрыш черными в Аэрофлотах особенно ценен. К тому же, а знаю, что здесь надо стартовать хорошо. Я играю четвертый раз, раньше, бывало, увязал.

Ты приехал на турнир сразу после подмосковных тренировок сборной России...

Да. Приехал в отличном настроении. В свободное от тренировок время мы играли в футбол, настольный теннис, ходили в бассейн, в сауну. Отличная компания собралась. Наверное, это помогло мне подойти к турниру в хорошей форме.

Ключевыми стали для меня третий-четвертый туры. В третьем туре выпало играть с Ивановым. Удалось выиграть «из ничего». Иванов играл очень плотно, на ничью, не рисковал, и мне приходилось буквально единственными ходами поддерживать интригу. Позиция балансировала на грани ничьей, но, в конце концов, соперник попал в цейтнот и ошибся...

В четвертом туре была сыграна, пожалуй, важнейшая партия, с Наером. Он на подъеме, недавно выиграл Москва-опен, здесь черными сделал ничью с Яковенко. В общем, явно восстановился после неудачного для себя суперфинала. Было ясно, что легко не будет. Так и вышло. Я ничего не получил, в какой-то момент хотел предлагать ничью, не очень нравилась позиция, но решил играть – неудобно делать столько ничьих белым цветом... И под цейтнот удалось получить перевес на каких-то нюансах. В дальнейшем я ошибся при реализации, позиция снова стала почти ничейной, но в тяжелой борьбе удалось добиться победы.

Выйдя на «+3», не пытался как-то распланировать финишный отрезок?

Нет. Решил вести себя как на суперфинале – готовиться к каждой конкретной партии. Вкус победы я уже почувствовал. Правда, в следующем туре не удалось получить перевес с Томашевским, потерял белый цвет. Но я к этому отнесся спокойно. Не сложился дебют – бывает.

После этого ты снова получил белый цвет, что резко ухудшило твои шансы при дележе. Расстроила или обрадовала вторая партия белыми?

После ничьей с Томашевским был не очень доволен – думал, остается две партии черными. Потом смотрю, могу попасть на Новикова и играть белыми. Ну, думаю, вообще отлично! И в концовке партии Яковенко с Новиковым я хотел, чтобы получилась ничья. В случае победы Яковенко, мне бы пришлось играть с ним черными. Конечно, я не мог быть уверен в легкой победе над Новиковым, но некоторая разница есть...

Вокруг выступления Станислава, особенно его удачного старта, сейчас много слухов, разговоров... Что ты думаешь по этому поводу?

Мне кажется, все эти подозрения – ерунда. Во-первых, прецедентов использования компьютерной помощи на Аэрофлоте не было. Во-вторых, от кого идут эти разговоры? По-моему, москвичам, которые всегда считались сильнее Новикова, просто обидно было уступить ему на важном турнире.

Стас выиграл до этого Пардубице – нельзя сказать, что он совсем слабый шахматист, ничего в жизни не добившийся. Да и когда я смотрел его партии при подготовке, ничего выдающегося, сверхъестественного не видел. Ну а в поединке со мной он просто попал на давно изученный вариант. Позиция была достаточно острая, но все это было известно. Перед игрой думал, будет долгая тяжелая борьба, но ситуация сложилась просто идеально.

Раньше в Аэрофлот-опенах результата «+4» почти всегда хватало для дележа первого места.

Да, но отдыхать на финише мне все равно никто бы не дал. В восьмом туре была напряженная партия с Яковенко, закончившаяся ничьей, а в последнем мне дали белые с Саргиссяном. К счастью или нет, понять я не мог – в случае ничьей меня могли обойти Новиков и Минасян. Однако я считал это маловероятным. Была еще партия Джобава – Сутовский. Поначалу я думал, что Сутовский может занять первое место, но потом обнаружил, что у него «лишний» белый цвет. То есть, фактически, ничья давала мне большие шансы на общую победу.

Какова роль Игоря Хенкина в твоем успехе?

С Игорем мы товарищи по Бундеслиге, встречались на одних турнирах. Перед «Аэрофлотом» я пригласил его на роль помощника. Игорь прилично помогал мне при подготовке. Он приятный, легкий в общении человек. Объясняет уверенно, с оптимизмом... Вместе мы искали слабое место соперника, варьировали дебюты.

Помогал мне и мой друг Стас Фокин – приходил на тур, болел. Перед партией рассматривали возможные варианты течения предстоящей партии. Обсуждали характер соперника, его стилевые особенности.

Каким был твой распорядок дня на турнире?

Готовились мы ночью, часов до трех. Вставал я поздно, времени оставалось только поесть и прогуляться.

Ты впервые играл в ранге чемпиона России – каково ощущать себя в новой роли?

Вначале было интересно. Видел интерес со стороны прессы, особенно когда играл с Непомнящим... Потом внимание переключилось на лидеров, а я оказался немного в стороне. Постепенно забыл о своем звании, играл как обычно.

Пиетета со стороны соперников не ощущал?

Да нет, излишней осторожности они не проявляли.

Ты один из старожилов Аэрофлот-опена, играл и в «России», и в «Измайлово». Можешь сравнить условия игры?

В «Измайлово» мне нравится больше. Гостиница «Россия» была очень большая, там легко было запутаться. В «Измайлово» в этом плане удобнее. Единственный недостаток – во многих ресторанах приходится долго ждать еду...

Вальехо этим тоже был недоволен.

Или, бывало, приходишь в ресторан, а все столики заняты, и предлагают ждать час... Но, к счастью, выбор между заведениями здесь достаточно богатый.

Сейчас у тебя очень удачная полоса – выигрываешь турнир за турниром, рейтинг приближается к 2700... Что послужило причиной такого прорыва?

Думаю, все достаточно закономерно. Я много тренировался эти годы. У меня и до этого были турниры, в которых я мог лучше сыграть, но мне не хватало концентрации. Неплохо веду партию, потом какая-то растерянность, и все складывается не в мою пользу. Сейчас от таких ошибок удалось избавиться.

Повзрослел?

Может быть. Появилась какая-то уверенность.

Что изменилось в твоей жизни после выигрыша чемпионата России и Аэрофлота?

У меня стал более плотный график. Свободного времени практически нет. Люди стали узнавать. Иногда в разговорах с шахматистами и другими людьми, которые меня знают, чувствуется уважение, иногда и зависть. Раньше этого не замечал.

После чемпионата России меня пригласили в Пойковский. Летом сыграю в Дортмунде. Это два очень важных турнира. Предстоит и несколько командных соревнований. Дальше все зависит от меня. Текущий рейтинг уже за 2680...

В завершение интервью, поговорим о сборной России. Думается, после таких побед место в команде тебе обеспечено...

Особого разговора не было, но, по-моему, результаты говорят сами за себя – все-таки трудно вспомнить, кто из шахматистов выигрывал два таких турнира подряд... На август намечен матч с Китаем – это будет мой дебют за сборную.

Как думаешь, на какой доске ты бы принес больше пользы?

Мне кажется, я могу играть на любой доске. Может быть, даже лучше повыше, с более сильными соперниками... Получается, 2-я – 3-я. Но я пока даже не знаю состав команды. Думаю, почти гарантировано пригласят меня и Яковенко, а кто еще сыграет, непонятно.

У сборной была серия неудач, чем бы ты ее объяснил?

Трудно сказать...

Но ты же общаешься с людьми, недавно побывал на сборе...

Пожалуй, дело в сочетании неблагоприятных факторов. Игроки были не в лучшей форме, приезжали после турниров, уставшие. В отдельных поединках еще и не везло. Но главное – не хватало мотивации! При формировании команды исключительно важно обращать внимание не только на рейтинг, но и на уровень мотивации и свежесть шахматистов. Сборной не хватает, в первую очередь, стимулов.

Материальных или психологических?

Психологических! Вот, например, у нас с Митей Яковенко сейчас конкуренция – в каждом турнире мы стремимся обойти друг друга и выиграть турнир. Уверен, это помогает нам обоим. Как раз подобной мотивации часто недостает многим нашим «сборникам». Вот Крамник – кто ожидал, что он блестяще сыграет в Турине? Он показал лучший результат, потому что был очень мотивирован! Сборной России важно вернуть мотивацию, и тогда можно с оптимизмом смотреть вперед.

Вопросы - Михаил Савинов
 

 
След. »